40 Насииха Ли-Ислаах иль-Бууйюут
автор:
шейх Мухаммад Саалих аль Мунаджжид
Дом - это благословение.
Формирование семьи - Правильный выбор жены
Создание атмосферы веры в доме
Обучение семьи
Хорошие манеры в доме
Зло в доме
Дом внутри и снаружи
Встречи в доме
Введение
Хвала Аллаху, мы восхваляем Его и просим Его помощи и прощения. Мы прибегаем к Аллаху от зла наших душ и наших злых поступков. Кого Аллах поведет, того никто не собьет, и кого Аллах собьет, того никто не сможет повести. Я свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха, у которого нет сотоварища, и я свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник.
Дом - это благословение.
Аллах говорит: "Аллах дал вам в ваших домах жильё…" (сура ан-Нахль 16:80).
Ибн-Кас'иир (рахимухуллаа) сказал: "Здесь Аллах, Благословен Он и Велик, упоминает о Своем полном благословении к Своим рабам: Он дал им дома, которые есть мирное жильё для них, в которых они могут укрыться и которые дают им все блага".
Что представляет дом для каждого из нас? Разве это не то место где мы едим, получаем удовольствие от близости со своими женами, спим и отдыхаем? Разве это не то место где мы можем уединиться и встречаться со своими женами и детьми? Разве дом не является тем местом, которое укрывает и защищает женщин?
Аллах говорит нам: "Прибывайте в своих домах и не украшайтесь украшениями первого неведения…" (аль-Ахзаб 33:33).
Если вы подумаете о тех, которые бездомны, которые живут во временных укрытиях или на улицах, или, будучи беженцами, разбросанными по временным лагерям, вы оцените благословение обладанием дома. Если вы послушаете несчастного бездомного человека, говорящего: "Мне негде укрыться, у меня нет постоянного места пребывания. Иногда я сплю в доме того-то или того-то, иногда в кафе или в парке, или на набережной, а свою одежду я держу в машине", тогда вы поймете то расстройство, которое происходит от неимения дома.
Когда Аллах наказал евреев Бану Надир, Он лишил их своего благословения и изгнал их из своих домов, так как Он сказал: "Он тот, Кто вывел тех из обладателей Писания, кто не веровал, из их обиталищ при первом собрании". Затем Он сказал: "Они разрушают свои дома своими руками и руками верующих. Назидайтесь, обладающие зрением" (ан-Нашр 59:2).
Есть много побудительных мотивов для верующего, чтобы он уделял внимание наведению порядка в своём доме.
Первое: защита себя и своей семьи от огня ада, и оберегание их от жестокого наказания.
"О вы, которые уверовали! Охраняйте свои души и свои семьи от огня, растопкой для которого - люди и камни. Над ними ангелы, грубые, сильные - не ослушиваются Аллаха в том, что Он приказал, и делают то, что им приказано" (ат-Тахрим 66:6).
Второе: великая ответственность, возложенная на главу семьи в День Суда.
Пророк (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Аллах спросит с каждого пастыря (ответственного) за его паству (тех, кто в его подчинении), Заботился ли он о них, или пренебрегал ими, и так, пока Он не спросит его об его семье".
Третье: дом - это место для защиты, для удержания себя от зла других и для удержания своего зла от людей. Это убежище, предписанное Исламом во время фитны (бунта, испытаний).
Пророк (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Благословен тот, кто контролирует свой язык, для кого дом достаточен и который плачет над своими ошибками".
Пророк (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Есть пять вещей и кто делает хотя бы одно из них, Аллах пребудет с ним: посещение больного, выступление на джихад, визит своего правителя с намерением упрекнуть его или выразить свое почтение, сидение в своем доме с тем, чтобы люди были защищены от него, а он от людей".
Пророк (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Безопасность человека во время фитны в нахождении дома".
Мусульманин сможет увидеть пользу этого совета, когда он окажется на чужбине, где он не в силах изменить много зла вокруг себя. Тогда он будет иметь убежище, которое, когда он зайдет в него, защитит его от совершения вещей харам или лицезрения вещей харам, и защитит его жену от распутного поведения и выставления себя на показ, и защитит его детей от дурной компании.
Четвертое: Люди обычно проводят большую часть своего времени дома, особенно, если очень жарко или холодно, когда идет дождь, в ранние или поздние часы дня и после окончания учебы или работы, поэтому, это время следует проводить в поклонении и одобряемом поведении, иначе оно будет растрачено в грехе.
Пятое и самое важное: уделение внимания дому это самое главное средство в построении мусульманского общества, потому что общество строится из семей, которые составляют его кирпичики.
Семьи формируют общины, а общины формируют общество. Если кирпичики прочные, общество будет основываться на законах Аллаха, выстаивая перед лицом врагов и, наполняясь добродетелью, и зло не сможет проникнуть в него.
Тогда мусульманские дома станут столпами, которые преобразят общество и поведут его в правильном русле, таком как: образцовые дайия, искатели знания, искренние муджахиды, праведные жены, заботливые матери и все другие примеры преобразователей общества.
По причине важности этой темы и из-за того, что наши дома полны всевозможными недостатками и злом, и примерами невежества, встает очень важный вопрос: Каким путем преобразовать свои дома?
Нижеследующее содержит совет по этой теме. Да облагодетельствует Аллах нас этим, и да приведет мусульман к устремлению своих усилий на возрождение мусульманского дома.
И следующие советы касаются двух вещей: достижения наших интересов, что есть установление благого и хорошего, и ограждение от зла путем устранение того, что привносит его в наши дома
Формирование семьи
Правильный выбор жены
"И выдавайте в брак безбрачных среди вас и праведных рабов и рабынь ваших. Если они бедны, - обогатит их Аллах своей щедростью. Аллах объемлющ, знающ!" (ан-Нур 24:32)
Глава семьи должен выбрать праведную и благонравную жену, руководствуясь следующими условиями, описанными в различных хадисах:
"На женщине женятся по четырем причинам: ее богатство, ее происхождение, ее красота и ее религия. Выбирайте ту, которая религиозна, и да сопутствует вам успех" (согласован)
"Этот мир - преходящая услада, и самой большой радостью в этой жизни является праведная жена". (Муслим, 1468)
"Пусть у каждого из вас будет благодарное сердце, поминающий (Аллаха) язык и верующая жена, которая будет полезна для будущей жизни". (Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджа от Таубана)
Согласно другой передаче: "Праведная жена, помогающая вам в мирских и религиозных делах - наилучшее богатство, которым можно обладать". (аль-Байхаки)
"Женитесь на любящих и плодовитых, ведь я буду горд перед другими пророками вашим большим числом в День Воскресения". (Ахмад)
"Я советую вам жениться на девственницах, ведь их плоть более свежа, их уста более сладки и они более неприхотливы". Согласно другой передаче: "…и они меньше обманывают". (Ибн Маджа).
Также как праведная жена является одним из четырех компонентов счастья, плохая жена - один из четырех компонентов несчастья, как об этом сказано в достоверном хадисе: "Один (из четырёх) компонентов счастья - это праведная жена, которая, когда вы смотрите на нее, то чувствуете удовольствие, а когда вы вдалеке, то вы чувствуете доверие к ней относительно ее самой и вашего имущества. И один из четырех (компонентов) несчастья - это плохая жена, которая, когда вы смотрите на нее, то расстраиваетесь, она бранит вас постоянно и когда вы вдалеке, у вас нет доверия к ней, и за ваше имущество".
С другой стороны, также является немаловажным взглянуть на положение будущего мужа, который предлагает выйти замуж мусульманской женщине и согласиться с его предложением, в соответствии со следующими условиями: Пророк (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Если приходит к вам тот, характером и религией которого вы удовлетворены, то выдавайте замуж свою дочь (или сестру) за него, иначе будет фитна и великое разложение на земле".
Все вышесказанное может быть достигнуто через задавание уместных вопросов, подтверждения фактов, сбора информации и проверки источников информации, чтобы дом не был расстроен или разрушен.
Праведные мужчины и праведные женщины вместе построят праведный дом, потому что "Хорошая страна - восходят ее растения с дозволения Господа ее, а та, которая дурна - оно восходит только скудно…" (аль-А'раф 7:58).
Стремление наставить свою жену на прямой путь
Если жена праведна, то воистину это благо, благословение и исходит оно от щедрости Аллаха. Если она не так праведна, тогда обязанностью главы семьи является стремление направить ее на прямой путь. Можно использовать любой из следующих сценариев:
Мужчина жениться на женщине, которая на первых порах не является религиозной, потому что он сам сначала не религиозен, или он женился на ней в надежде наставить ее на прямой путь, или под давлением своих родственников, например. В этих случаях он должен потрудиться, чтобы наставить ее на прямой путь.
Человек также должен с самого начала понять, что прямое руководство исходит от Аллаха и что только Аллах тот, Кто преобразует людей. Одним из Его благословений к своему рабу Закарии было то, как Он сказал: "И Мы сделали пригодной для него жену его…" (аль-Анбия 21:90). Это излечение или преобразование может быть физическим или религиозным. Ибн Аббас сказал: "Она была бесплодна и не могла иметь детей, затем она родила". 'Ата сказал: "Она была косноязычна, и Аллах исправил ее".
Существуют различные пути наставления на прямой путь и исправление жены такие как:
- уделение внимания исправлению ее поклонения Аллаху во всех его сторонах, как будет рассмотрено в деталях ниже;
- стремление усилить ее иман как, например: поощрение ее молиться ночью (киям аль-ляйль);
- поощрение ее читать Коран;
- поощрение ее запоминать азкары (зикры) и запоминать нужное время и нужное место их произнесение;
- поощрение ее давать милостыню;
- поощрение ее читать полезные исламские книги;
- поощрение ее слушать полезные исламские кассеты, которые могут увеличить знания и усилить иман, и постоянное обеспечение ее ими;
- избирание хороших и религиозных друзей для нее, с которыми она может устроить узы братства и проводить хорошие беседы, и целенаправленные визиты, защита ее от зла, и перекрытия его путей к ней с помощью удержания ее от плохих подруг и плохих мест.
Создание атмосферы веры в доме
Превращение дома местом поминания Аллаха
Пророк (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Дом, в котором поминается Аллах и дом, в котором Аллах не поминается, подобен живому и мертвому".
Мы должны сделать наши дома местами, где поминается Аллах всеми известными путями, в наших ли сердцах, на устах ли, во время молитвы, чтением Корана, обсуждение исламских тематик или чтением различных исламских книг.
Как много мусульманских домов сегодня мертвы, потому что в них нет поминания Аллаха, упомянутого в хадисе.
Что же это за дома, когда в них только и слышится музыка шайтана с музыкальным сопровождением и с пением, сплетни, слухи и наговоры? Что же это за дома, если они полнятся злом и грехом, таким как, запретное смешивание полов, и безобразное выставление напоказ друг другу родственников не махрам или соседей, которые заходят в дом?
Как могут ангелы войти в такой дом? Оживите свои дома всеми видами зикра, да помилует вас Аллах!
Превращение ваших домов в киблу
Здесь имеется в виду восприятие своего дома как места поклонения. Аллах говорит: "И внушили Мы Мусе и его брату: "Изберите для вашего народа в Мисре дома, и сделайте дома ваши местом молитвы и простаивайте молитву, - и обрадуй верующих" (Юнус 10:87).
Ибн-Аббас сказал: "Им было повелено сделать их жилища местами молитвы (мечетями)".
Ибн-Касир сказал: "Это, и Аллах знает лучше, было по причине тяжелых испытаний, которые выпали на них от Фараона и его народа. Им было повелено молиться много, как сказал Аллах: "О те, которые уверовали, прибегайте к терпению и молитве…" (аль-Бакара 2:153), и также было передано в хадисе, что Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) когда он был чем-то озабочен, то молился".
Это объясняет важность поклонения в дома, особенно во времена, когда мусульмане в позиции слабого, как случается в некоторых местах, где мусульмане не могут молиться в открытую перед лицом куффар. "Всякий раз как Закария входил к ней в михраб, он находил у нее пропитание…" (Али-Имран 3:37).
Сахабы (да помилует их Аллах) любили молиться дома, кроме случая молитв фард, (обязательных) которые они проводили в мечети и есть трогательная история, на этот счет.
Махмуд ибн аль-Раби аль-Ансари рассказал, что Утбан ибн Малик, который был один из сподвижников Посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) и один из ансаров, принимавших участие в битве Бадр, пришел к Посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) и сказал: "Мое зрение ухудшается, а я предводительствую над своими людьми в намазе. Когда идет дождь, долина между мною и ими затопляется, и я не могу попасть в их мечеть чтобы предводительствовать ими на намазе. О, Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям), мне бы хотелось чтобы ты пришел и помолился в моем доме так, чтобы я смог сделать его местом моления". Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Я сделаю это, иншаАлла". Утбан сказал: "На следующий день Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) и Абу Бакр пришли утром. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) спросил разрешения войти и я дал ему разрешение. Он не садился, пока не зашел в дом, а затем он сказал: "Где бы ты хотел, чтобы я помолился в твоем доме?" я показал ему угол в доме, затем Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) встал, произнес такбир, а мы встали в ряд за ним и он помолился два раката и дал салям в конце молитвы" (передано аль-Бухари, аль-Фатх 1/519).
Духовное воспитание членов семьи
Айша (радиаллаху анха) сказала: "Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) молился ночью, а когда он молился витр, он говорил: "Вставай и читай витр, о Айша!" (передано Муслимом, Муслим би Шарх аль-Навави, 6/23).
Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) говорил: "Да помилует Аллах человека, который просыпается ночью и молится, затем он будит свою жену на молитву и, если она отказывается, он плещет воду в ее лицо" (передано Ахмадом и Абу Даудом. Сахих аль-Джами, 3488).
Поощрение своей жены давать милостыню - это еще одно средство повышения веры. Это нечто очень важное, что поощрялось Пророком (салаллаху алейхи ва салям), когда он говорил: "О женщины, давайте милостыню, ведь я видел вас в большинстве среди обитателей огня" (передано аль-Бухари, Аль-Фатх, 1/405).
Одна из новинок, это - иметь в доме ящик пожертвований для бедных и нуждающихся: что бы ни ложилось в ящик, принадлежит им, ибо это их сосуд в мусульманском доме.
Если члены семьи увидят пример поста в дни аль-Айям аль-Бид (13,14,15 числа каждого месяца хиджры), понедельники и четверга, Тасуа и Ашура (9,10 числа мухаррама), Арафат, и частый пост в мухаррам и шаабан, то это будет стимулом для них следовать тому же.
Уделение внимания азкарам и ду'а по сунне, относящимся к дому
Азкар при входе в дом:
Муслим передал в своем Сахихе, что Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) сказал : "Когда кто-нибудь из вас входит в свой дом и упоминает имя Аллаха, при вхождении и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: "Вам негде приютиться и нечем поживиться". Если человек не упоминает имени Аллаха, когда он входит в дом, шайтан говорит: "Вам есть, где приютиться", если он не упоминает Аллаха, при приеме еды, шайтан говорит: "У вас есть место, где приютиться, и есть чем поживиться" (передано имамом Ахмадом, аль-Муснад 3/346; Муслим 3/1599).
Абу Дауд передал в своём Суннан, что Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Если человек выходит из своего дома и говорит: ", тауаккальту аля Алла, ля хауля уа ля куввата илля билля (Во имя Аллаха, я полагаюсь на Аллаха, нет помощи и нет силы кроме Аллаха), ему будет сказано: "О тебе позаботятся, ты наставлен, ты имеешь все, в чем нуждаешься и ты защищен". Шайтан будет удален от него, и другой шайтан скажет ему: "Что ты сможешь сделать с человеком, который наставлен, обеспечен и защищен?" (передано Абу Даудом и ат-Тирмизи. Сахих аль-Джами, 499).
Сиуак
Имам Муслим передал в своем Сахихе, что Айша (радиаллаху анха) сказала: "Когда Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) входил в свой дом, первым, что он делал, было использование сиуака" (передано Муслимом, Китаб ат-Тахара глава 15, 44).
Регулярное чтение суры аль-Бакара в доме для ограждения от козней шайтана
Есть множество хадисов относительно этого, таких как:
Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) сказал : "Не превращайте ваши дома в могилы" "Шайтан бежит от дома, в котором читается сура аль-Бакара". (передано Муслимом 1/539)
Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салям) сказал : "Читайте суру аль-Бакара в своих домах, ведь не входит шайтан в дом, в котором читается сура аль-Бакара". (передано аль-Хакимом в аль-Мустадраке 1/561; Сахих аль-Джами, 1170)
Касательно благодетели последних двух аятов этой суры и влияние их чтения на дом, он (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Аллах начертал тексты на скрижали, которая хранится возле Его Трона, за 2000 лет до создания небес и земли, и Он ниспослал два ее аята, которыми Он завершил суру аль-Бакара".
Если они читаются в доме на протяжении трёх последовательных ночей, то шайтан не приблизится к нему (передано имамом Ахмадом в аль-Муснад, 4/274, и др. Сахих аль-Джами, 1799).